Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Иисус сказал ученикам Своим:
27 Вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. 29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. 30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. 31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. 33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. 34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. 35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. 36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. 38 Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Томас Джефферсон сказал как-то гениальную фразу: «Если два человека обменяются долларами, то у каждого останется по доллару. Если же люди обменяются при встрече идеями, то у каждого останется две идеи». Если же мы обмениваемся любовью, то мы взаимно обогащаемся и становимся вдвое богаче.
Однако бывает так, что другой человек отвергает выражение нашей любви, не разделяет проявленные жесты и поступки, свидетельствующие о ней, а иногда даже отвечает злом. Что тогда? Иисус отвечает: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». Этими словами Он приглашает нас к чему-то, что кажется нам невозможным и даже возмутительным: к односторонней любви, которая не требует никакой взаимности.
Уже в Ветхом Завете мы читаем Божье повеление: «Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23,4–5). Однако извращенный человек заменил его на другое: «ненавидь врага твоего» (Мф 5,43)
Иисус все видоизменяет и призывает любить врагов. Допустима ли такая любовь в нашей повседневной жизни? Без Божьей благодати это невозможно. Такая любовь – это дар Божий, о котором необходимо просить и быть открытым на него. Вот почему Он сочетает эту заповедь с необходимостью молиться за наших врагов.
Иисус делает нас способными к этому, потому что Он сам первый прошел этот путь, особенно во время предательства Иуды (называет его другом), отречения Петра (смотрит на него с любовью), обвинений, страданий и смерти. Настолько, что даже тем, которые Его распяли, даровал мир, прощение и молитву. Тем самым Иисус в своём теле разрушил разделяющую нас преграду: упразднив вражду, устрояя мир (см. Еф 2,14–15). Он также явил истинный лик Бога, который любит нас даже тогда, когда мы отвергаем его любовь. Он возлюбил нас во Христе Иисусе, когда мы еще были Его врагами (см. Рим 5,6–10). Поэтому просит нас действовать таким же образом, подражая Ему.
Он дает нам Своего Духа, «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5,5). Любовь к врагам, которая невозможна, если смотреть только на человеческие способности и добродетели, стала возможной благодаря Иисусу, прощающему нам зло и посылающему Духа Любви.
Поэтому просим: Боже, Отец милосердия, добрый ко всем неблагодарным и злым: дай нам Дух Любви, Дух Твоего Сына, нашего Господа, Иисуса Христа. Аминь.
https://drive.google.com/drive/my-drive
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове