Жизнь священника в России

На неделю Доброго Пастыря, посвященную молитве о призваниях к священству, мы подготовили статью для нашего приходского вестника. Статья отражает взгляды и опыт служения настоятеля прихода в России, моего опыта, но мне кажется, что и другие священники будут с мною согласны. Отклик прихожан, читавших эту статью убедил меня в том, что она может быть интересной и другим, поэтому я решился передать материал нашему журналу «Климент». Поводом этих размышлений стало наше паломничество в Арс …

Паломничества: путь священников к святости

С 9 по 13 марта этого года состоялось паломничество в город Арс, к мощам Св. Иоанна Марии Вианнея, который является покровителем всех священников. Это паломничество я воспринял как подарок от нашего епископа Клеменса Пиккеля на Год священства. Да, действительно, священники нашей епархии не могут жаловаться на епископа. Наоборот, я считаю, что с ним нам крупно повезло, потому что он по-отцовски заботиться о каждом из нас. Паломничества на Святую землю, в Лурд, а сейчас в Арс и другие встречи и поездки, организованные в епархии для священников, предоставляют нам уникальную возможность не только побывать в святых местах, но и более тесно общаться друг с другом и с епископом. Это очень важно для нас, ведь священников можно сравнить с апостолами, которые никогда не были одни. Иисус посылал их не по одному, а по двое. И, если вы помните, когда сразу после Воскресения ученики Эммауса встретили Воскресшего Господа, они тут же поспешили рассказать об этом другим апостолам. И после этого, время от времени, происходили встречи первых апостолов, на которых они обсуждали основные пастырские вопросы, возникавшие уже тогда. Подобные встречи также как укрепляли апостолов в давние времена, укрепляют и сейчас священников. Когда они подолгу не имеют возможности общаться друг с другом, им становится тяжелее сохранять свежесть своего призвания — священства. Общаясь, мы получаем друг у друга духовную поддержку. Общение священников друг с другом — это общение людей, имеющих общие духовные трудности, общие переживания, общие радости.
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что бывают случаи, когда неохотно отправляешься на очередную встречу с другими священниками, потому что далеко, холодно или просто, потому что устал путешествовать, но потом все-таки, ощущая духовные плоды таких встреч, глубоко радуешься и говоришь себе: как все же хорошо, что я поехал.

Наши паломничества во главе с епископом всегда носят характер обновляющего размышления, совместной молитвы. Хочется особенно вспомнить нашу последнюю поездку во Францию, в Арс, когда мы посвятили несколько дней размышлению о даре священства. Этот дар можно сравнить с даром крещения. Мы часто наблюдаем, с каким энтузиазмом, трепетом, волнением верующие подходят к этому таинству. Но потом проходит время, и люди вообще как будто забывают о произошедшем. Они в чем-то разочаровываются, теряют радость быть христианами. И тоже самое может произойти со священниками. Потому что священство — это таинство, это Божий дар. И если сам священник не заботится о том, чтобы беречь этот дар, он, конечно, не потеряет его в том смысле, что печать священства вечная, она — навсегда. Но он может перестать нести этот дар с радостью, перестать осознавать его значение. Кризис веры может произойти не только у крещеных мирян, но и у священников тоже. И ни для кого не секрет, что и сейчас, как это было среди первых апостолов, есть даже молодые священники, которые служат всего лишь несколько лет, и уже несут свое служение с таким трудом, безрадостно, постоянно жалуются, не видят ничего хорошего. Каждый священник должен сам заботиться о том, чтобы укрепить свое призвание, открыть его заново, каждый год, каждый день. И в этом очень помогают паломничества. Тем более паломничество в Арс, к святому пастырю Иоанну Марию Вианнею. У этого святого пастыря не было блестящих талантов в человеческом понимании этого слова, но он был крепко верующим. Это был человек Божий, в полном смысле этого слова. Смотришь на город Арс — это и сейчас мелкий провинциальный город. А тогда, когда не было транспорта, люди тысячами приходили в эту деревню, в этот приход, чтобы слушать его проповеди, исповедоваться. Сейчас есть данные, что в Арском приходе было чуть больше 200 человек, 61 семья. Это небольшой приход для Франции того времени; возможно, когда Иоанна Мария Вианнея епископ отправил туда, молодой священник и сам не знал, где это находится. Такой небольшой приход, может быть, и не хотели брать священники. Однако это место и при жизни великого священника, и сейчас остается местом паломничества. Знакомство с этими живыми примерами помогают задумываться и о собственной жизни. Глядя на Иоанна Мария Вианнея, начинаешь понимать, что все дела зависят от твоей веры, от твоего единения со Христом, все остальное не так важно, все остальное можно изменить.

Особенности духовной жизни священников в России

У священников в России существует такая конкретная трудность — они находятся далеко друг друга. И правда то, что в некоторых местах условия служения нелегкие. Да и в семинарии нас недостаточно готовят к тому, чтобы быть администраторами, заниматься постоянно оформлением документов, регистрацией, перерегистрацией, строительством. Программа образования будущих священников в духовных семинариях включает философию, богословие, библейскую науку, моральное богословие и т.п. Предметы наподобие о том, как руководить приходом с канонической точкой зрения — все это есть. Но когда ты приезжаешь в Россию… У меня, конечно, мало опыта, чтобы сравнить руководство приходом в России с подобным служением в других странах. Но, будучи совсем молодым прихожанином, я мог наблюдать работу своего настоятеля в Аргентине.
Могу сказать, что у него не было таких бюрократических проблем, какие встречаются здесь. В тех храмах уже давно есть все необходимое; даже когда священники сменяют друг друга, особых проблем не возникает. У священников гораздо больше времени заниматься пастырской деятельностью, катехизацией. А тут перед нами возникают такие трудности: где служить, как купить или снять квартиру, как построить храм, как оформить документы на участок земли под храм, не говоря о тревогах, связанных с оформлением документов для пребывания в России. И не у всех священников хватает сил, терпения и способностей всем этим заниматься, и они «выдыхаются». Фактом остается то, что многие из них по истечении определенного времени, лет 10-ти, к примеру, начинают считать, что все, хватит, они сделали все, что смогли, и стремятся вернуться на родину. Это я говорю к тому, что наш епископ все это прекрасно понимает, и хочет помочь нам. Ведь здесь, в России, священник зачастую — один, и то, какова его духовная жизнь, остается на его совести. Кто будет контролировать его, если он ленив и безответственен, кто будет следить за тем, сколько он молится? Скорее всего, никто. Для священника очень важно иметь своего исповедника, духовного руководителя, или хотя бы другого священника, с кем мог бы поговорить откровенно, посоветоваться. Ведь если обычного христианина дьявол непрестанно искушает, то священника он искушает больше! Искушает, потому что ему выгоднее сбить с толку душу человека, от которого зависит нравственная жизнь многих душ. И все это знает наш добрый епископ. И поэтому у нас бывают и епархиальные, и деканальные, и другие встречи.

Наши примеры для подражания

Возвращаясь к паломничеству в Арс, хочу еще добавить, что мы были и в другом месте, неподалеку, и смогли познакомиться с другим святым священником, современником Иоанна Марии Вианнея, его «духовным чадом». Я не знал ничего о нем раньше. Это Антуан Шевриер. Рукоположен в священника в 1850 году, он начал свое пастырское служение как викарий в приходе одного из беднейших районов на периферии Лиона — Ля Гильётиер. В рождественскую ночь 1856 года, в молитве перед вертепом, почувствовал призыв самоотверженно следовать за Христом, разделяя жизнь с бедными. С помощью благодетелей он купил здание бывшего клуба дурной славы — места, где раньше развлекались и танцевали, и превратил его в жилище для детей и бедных подростков, и в место, где они могли получать материальную помощь и христианское образование. Он выбрал для себя служить «среди бедных», и создал в этом доме общество людей, которые посвящают свою жизнь служению бедным, и сами живут в такой же бедности. Это общество существует до сих пор, и насчитывает множество священников, братьев, сестер и мирян, рассеянных по всему миру. Пример вот таких священников должен послужить нам вдохновением.

Что касается служения священника в России… Мне очень помогли слова кардинала Франсуа Ксавье Нгуен Ван Туан из Вьетнама, одного из свидетелей веры прошлого века. Он провел 13 лет в тюрьме из-за своей веры, но после его освобождения служил в Риме, и ему даже была оказана честь вести духовные упражнения для папы Римского и для Римской курии. Кажется, в 1999 году он посетил нашу епархию, у меня есть книга с его автографом. Эту книгу он написал, будучи в тюрьме, писал на маленьких листочках каждый день. Не имея возможности общаться со своей паствой, он передавал для них свои записи, чтобы его епархия могла получать его наставления.

Во время встречи мы мало общались, большее впечатление на меня произвела его книга. Он пишет, что надо учиться отличать Бога от дел Божьих, не путать это. Ты, священник, избрал Бога а не дела Его; ты Богу должен служить, а не переживать за Его дела. Бог сам сделает дела неизмеримо лучше тебя, а ты служи Ему! Например, ты, священник, служишь в огромном городе, где нет храма, где мало прихожан, у тебя много трудностей. Кажется, что ничего в этом городе не происходит, ты не видишь ответ людей на твою пастырскую деятельность. Легко впасть в уныние и опустить руки. Но это ошибка, ты посвятил себя не делам божьим, а Богу, ты должен служить ему всем сердцем, всею душой. А Бог уже сам будет действовать через тебя. Опираясь на свой почти 20-летний опыт, могу сказать, что мне труднее всего было тогда, когда я смешивал эти понятия — служение Богу и Его дела. Те священники, которые делают больше, и дела которых остаются навсегда — они служили Богу. Как Иоанн Мария Вианней. Он не был слишком образованным человеком. То, что он делал — по 15-17 часов сидел в исповедальне, проповедовал, посещал больных. Со всех окраин Франции к нему стекались люди, просто слышавшие, что есть такой священник. А сам он, может, и не подозревал, что Бог творит через него великие дела. Он просто смиренно служил Ему.

Личность священника и личность Христа

Сейчас в России много людей, ищущих Бога, пришли к нему через определенного священника. И сильно привязываются лично к нему. Поэтому, когда складывается такая ситуация, что священника, много лет служащего в одном приходе, направляют служить в другое место, либо он заболевает и не может больше служить в России, либо умирает, для прихожан, для их веры это — самый настоящий удар. Эта ситуация понятна, так было и во время первых христиан. Еще апостол Павел обратился к корифянам с упреком потому что между ними говорили: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов», на что апостол отвечал: «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?». Сам священник должен воспитывать прихожан совершенно в другом духе, привязывать людей не к себе лично, а ко Христу. Но, тем не менее, подобная ситуация знакома даже и мне. В юности, в приходе, который я посещал, не было постоянного священника. Но вот, как-то раз епископ определил к нам одного на постоянное служение, он был молод и энергичен, прекрасно организовал приходскую работу и мы быстро полюбили его и привязались к нему. Однако через пару лет епископ направил его в другой приход. Мы были потрясены; и, хотя мне было всего лишь лет 15 тогда, я тоже ходил к епископу с другими прихожанами и мы умоляли оставить его нам. Писали письма… Ничего не изменили, конечно.

На Западе смена священника — это обычная практика. Однако здесь, в России, все происходит еще более болезненно. Многие из прихожан не имеют глубоких христианских корней. И, когда уезжает настоятель, бывает, что многие прихожане перестают приходить в церковь. Это неправильно! И человек, с детства укорененный в католической церкви, в данной ситуации будет, конечно, переживать, но не изменит своей вере. Если взять ситуацию в нашем приходе, то я и сам опасался этого, когда уехал отец Хуан Карлос. Кто-то ушел, но приход остался, и продолжал развиваться. Я как новый священник имел много трудностей, особенно связанных с начальным знанием русского языка, но в этом случае мог почувствовать себя действительно инструментом Бога, чувствовал на себе действие Святого Духа.

В нашей епархии довольно часто меняются священники. Это связано с тем, что многие из нас принадлежат монашеским орденам, и наши настоятели по пастырским или другим нуждам, перенаправляют своих служителей то на одно место, то на другое. Епископ Клеменс, понимая ситуацию в России, всегда пишет им и очень просит не делать этого слишком часто. И я хочу обратиться ко всем верующим, и сказать: отъезд священника — это не повод отойти от Господа. Если настоятель уедет, и узнает о том, что все его чада разбежались — он сможет только спросить себя: а что ты там делал столько лет? Чему ты учил? Кого воспитал? И это тоже будет для него поражением.

Мой путь в Россию

Как я оказался в России? Я уже получил назначение на Украину и начал изучение украинского языка, когда монсеньор Бернардо Антонини, вечный ему покой, ректор духовной семинарии в Санкт-Петербурге, обратился к генеральному настоятелю нашего ордена с просьбой прислать меня к нему в семинарию. Мы были знакомы, и он был в курсе, что, помимо общего образования, я лицензиат на преподавание патристики, учился в папском университете и специализировался на этом предмете. Как раз семинарии требовался такой преподаватель.
В Казани я очутился просто, чтобы изучать русский язык, погрузиться в культуру, а потом уже должен был уехать в Санкт-Петербург преподавать в семинарии. Но Господь распорядился по-другому. Отцу Хуану Карлосу предложили продолжить образование и он отправился в Рим, в престижный папский библейский институт. А я остался настоятелем прихода в Казани. И я очень рад этому промыслу Бога — да, преподавать в семинарии хорошо, но быть приходским настоятелем, по-моему, еще лучше… Ведь приходской священник тоже преподаватель, но, помимо этого, он имеет прямое общение с людьми, призванными стать детьми Божьими, от их рождения через Крещение до самого смерти, когда покрывает их лица белой тканью с надеждой на то, что Господь воскресит их «в последний день». В приходе ты можешь преподавать людям таинства, исповедовать, причащать, крестить, и одновременно давать людям духовное образование, одним словом, иметь самое прямое отношение к верующим. А бывает, что преподаватель семинарии, который всю жизнь готовит будущих священников, сам, возможно, ни разу не обвенчает за свою жизнь ни одной пары. Конечно, воспитание будущих священников — это то, чего от него требует Господь, но все-таки я счастлив, что Бог выбрал для меня участь быть отцом, настоятелем прихода.

Призвания ко священству в России

Сейчас немного призваний к священству среди россиян. Раньше было больше желающих посвятить себя Богу. Да и из тех молодых людей, которые выразили когда-то, несколько лет тому назад, желание стать священниками, небольшое количество дошло до рукоположения.
Лет 10-15 назад поиск Бога был гораздо более сильным, чем сейчас. После падения коммунизма людей охватило чувство духовной пустоты, незащищенности. Да и экономически жизнь сейчас более налажена, стабильна. И страх перед будущим не мучает так, как раньше. Тогда интерес к вере был велик, очень быстро появились новые церкви, новые общины. Много молодые люди искали Бога, и некоторые из них решили посвятить свою жизнь ему. Они поступили, учились очень хорошо, получали прекрасные оценки. Но им не хватило, как мне кажется, «воцерковленности», т.е. христианского опыта церковной жизни. До конца у них не было пастырского осознания своего призвания. Они смотрели на семинарию больше как на религиозное образовательное учреждение. Но быть священником прежде всего — это отождествлять себя с Христом. А для многих из них оказалось достаточно обидеться на епископа, или не найти понимание у преподавателя, чтобы прекратить учебу в семинарии.

В чем вижу собственное призвание

Сейчас, конечно, очень важно христианское единство в церкви. Ни один христианский обряд не включает в себя все богатство церкви, он является только ее частью. Я служу именно с надеждой на единство, хотя, может, другие священники и не разделяют моего оптимизма.
Для служения в нашей общине, да и для всей церкви в России, самым главным, мне кажется, является просветительская деятельность. Больше, чем организовать какую-то новую деятельность типа открытия школ, приютов, мне хотелось бы просто нести людям Благую Весть, открыть им Христа, подобно тому, как это делали апостолы. Я свое призвание, свою миссию здесь вижу именно в этом. У нас стабильная община, более 10 лет, я мечтаю о том, чтобы другие люди тоже, узнав наш приход, захотели стать его частью. У многих людей нет надежды, и мне бы хотелось, чтобы наши прихожане научили и других людей со Христом обретать радость, не смотря на то, что трудности всегда есть и будут. Я всегда счастлив видеть новых людей, которые приходят ко Христу в нашем приходе, всегда радостно преподавать таинство Крещения. Не потому, что в связи с этим я могу констатировать численный рост собственной паствы. А потому, что Бог дает возможность спасения еще одной душе. Большая Божья милость в моей жизни — это то, что Бог дал мне активно участвовать в строительстве нового храма. Вначале мне казалось, что затеваемое дело — не для меня, все это оформление документов на землю, медленное продвижение этого вопроса — опускались руки. Но постепенно, с каждым днем, во мне росла уверенность, что с Божьей помощью мы сделаем это. Помню, строительство храма приостановили, я приходил к нему, смотрел на стены, запорошенные снегом, поднимал голову к верху и там, где планировался купол, видел лишь голубое небо… Помню скептические слова некоторых прихожан, не верящих в то, что строительство возобновится. Помню, сколько времени мы читали молитву о строительстве храма. И сколько раз мне казалось, что мы просто читаем эти слова, просто произносим их вслух, безо всякого энтузиазма.

Потом, когда храм все-таки был построен, помню свою радость на церемонии его освящения. Я сравнивал построенный храм с Воплощением Слова Божьего. Непостижимый Бог воплотился в Иисусе Христе. Христос имел плоть и кровь, Его видели… И храм — это как бы продолжение тайны Воплощения. Ты приходишь в храм — здесь рождаешься заново в таинстве Крещения, вкушаешь Христа в Причастии. Не каждому Бог дает такую миссию — участвовать в строительстве храма. Думаю, что мы не достаточно еще осознали эту милость Божью. Мне отрадно думать о том, что когда даже меня уже не будет в живых, каждый год священник и верующие, собранные здесь, будут молиться обо мне и о тех людях, благодетелях, оказавших помощь в строительстве храма, в годовщину его освящения. Эгоистическая мысль? Нет. Я просто осознаю, что нуждаюсь и буду нуждаться в молитвах верных Христа.

Отец Диогенес Уркиза (IVE),
г. Казань, приход Воздвижения Святого Креста.