История до 1939

Краткая история
Римско-католической церкви
на территории современной Епархии Святого Климента в Саратове

ИсторияПоявление католиков на территории современной римско-католической епархии Св. Климента относится еще к ХII-ХIV вв.: латинские епархии существовали на побережье Черного моря и на Северном Кавказе, где католическую миссию в генуэзских поселениях (например, Мапа (Анапа), Бата (Новороссийск), Тана (Азов, Ростовская обл.) и мн. др. возглавили генуэзцы. В ходе разделения Западной и Восточной христианской церквей свобода латинской веры в пределах Русского государства заменилась ее полным неприятием. Строить католические храмы в стране не разрешалось долгое время, что объяснялось, прежде всего, особенностями внешней политики — напряженными отношениями России с Ватиканом и Польшей. Официально католический храм в столице — Москве открылся лишь в 1698 г., однако на сто лет раньше он появился в Астрахани. Латинский приход и католическая миссия в Астрахани, где еще в 1385 г. был построен францисканский монастырь, в конце ХVI-XVII вв. были единственными в Московском государстве.

В 1705 г. Петром I был подписан указ, разрешавший свободный проезд католических миссионеров через территорию России в Персию и Китай, а также устройство католических церквей и школ в городах России. С этого времени миссионеры-иезуиты посещали католические общины в Казани, Азове, на Северном Кавказе.

В конце ХVIII в. значительное число католиков появилось в России благодаря Екатерине II, издавшей 22 июля 1763 г. известный Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Только в 1763-1774 гг. в Поволжье (современные Саратовская, Самарская и Волгоградская обл.) прибыло около 32 тыс. переселенцев из Европы, из них 8-10 тыс. были католиками. Из возникших в Поволжье 104 иностранных (преимущественно немецких) колоний, 31 была католической. Вторым крупнейшим объединением католических общин в России после Поволжья стал юг страны: колонисты приглашались в Новороссию, на Кавказ и на Кубань, где в конце ХVIII — начале ХIХ вв. сформировалась довольно значительная католическая диаспора. Общее число католиков, обосновавшихся на юге России, составляло около 50 тыс. человек.

В 1847 г. специально для российских католиков была основана Тираспольская епархия, которая первоначально носила название Херсонской (1847-1852). Однако в Херсоне, а позже и в маленьком уездном городке Тирасполе разместить кафедру епископа не удалось. В городе не было ни католической церкви, ни подходящего помещения для резиденции епископа и духовной семинарии и всего насчитывалось около 100 лиц католического исповедания. Тогда в 1856 г. центром епархии был избран Саратов (первые епископы — Фердинанд Кан (1787-1864), Франц Цоттманн (1826-1901), Антон Церр (1849-1934), Эдуард Ропп (1851-1939), Алоизий Кесслер (1862-1933)).

К Тираспольской епархии с центром в г. Саратове относились Астраханская губерния, Грузия, Бессарабия, Екатеринославская, Самарская, Саратовская, Ставропольская губернии, Таврическая и Херсонская губернии. В начале ХХ в. Тираспольская римско-католическая епархия, охватывавшая европейскую часть и юг России, а также большую часть территории современной Украины, объединяла 121 церковь, 131 священнослужителя и около 300 тыс. прихожан. Территория Херсонской епархии занимала площадь 14 тыс. миль и превосходила по размеру все католические епархии Европы. В ней проживали немцы, поляки, литовцы, латыши, армяне, грузины, французы, итальянцы, чехи, греки и католики других национальностей.

В ХIХ в. активное формирование католических поселений проходило в различных регионах России: иностранные колонисты-католики и католики-поляки поселились в Воронежской губернии и в Области Войска Донского, в Ростове и Оренбурге, в Миусском (Таганрогском) и Донецком округах. На Северном Кавказе значительное число католиков появилось после присоединения его к России. В 1861-1863 гг. католики основали свои поселения близ Пятигорска, Моздока и Грозного.

В 1885 г. только в Поволжье насчитывалось 37 католических церквей. Храмы строились не только в иностранных поселениях, но и в крупных городах епархии: Казань (1858), Владикавказ (1864), Воронеж (1889), Краснодар (1893), Новороссийск (1898), Волгоград (1899), Камышин (1901), Самара (1906 г., храм, построенный в 1863 г. после Польского восстания и преследований Римско-католической Церкви был продан лютеранской общине) и др. До 1917 г. в Тираспольской епархии было сооружено 116 монументальных храмов — замечательных памятников архитектуры.

Режим кровавого террора, установившийся в Советской России после захвата большевиками власти в стране, был направлен против церквей всех исповеданий. В 1918 г. была реквизирована резиденция епископа в Саратове, здание Тираспольской Духовной семинарии было превращено в лазарет для раненых, а помещение церковной школы приспособлено под комиссариат. В создавшихся условиях резиденция епархии была перенесена в Одессу.

В 1919 г. Тираспольская епархия насчитывала 12 деканатов, 125 приходов, 239 филиалов, 281 церковь, 36 каплиц и молельных домов и 367 277 прихожан. Однако церковная структура епархии практически перестала существовать. С 1920 г. в ней не было епископа, репрессиям подвергались священники и простые верующие. По декрету 1922 г. из храмов были изъяты церковные ценности. Вследствие арестов священнослужителей резко сократилось число общин и прихожан. Например, если в 1915 г. в трех губерниях — Саратовской, Самарской, Астраханской — было 36 приходов и 44 священнослужителя, то в 1932 г. служило лишь 4 священника, а остальные были арестованы или эмигрировали. В 1935 г. был закрыт бывший Кафедральный Собор в г. Саратове и арестован последний Апостольский администратор епархии епископ А. Фризон. К 1939 г. были закрыты последние католические церкви на территории епархии, официально деятельность Католической Церкви прекратилась. Но, как известно, репрессии ни в какие времена не уничтожали религиозных убеждений. Можно разрушить храмы, репрессировать священнослужителей, посредством антирелигиозной пропаганды превратить людей в атеистов, но нельзя ниспровергнуть Христа и ликвидировать веру в него в людских сердцах…

Ольга Лиценбергер

Статья о старом Кафедральном Соборе в Большой Саратовской Энциклопедии.